Конически сужающиеся традиционные скважины столь же стары, как и сама нефтегазовая отрасль. Несмотря на то, что такое проектное решение претерпело некоторые изменения к лучшему за время использования, оно все еще имеет некоторые фундаментальные ограничения.

Проектирование скважины предполагает детальную инженерную подготовку, поскольку мы должны быть уверены, что поступательно сужающийся диаметр скважины будет, тем не менее, достаточен для обеспечения рентабельных дебитов добычи, когда скважина вскроет пласт-коллектор.

Непредвиденные столкновения с неустойчивыми породами могут потребовать дополнительной стальной трубы в скважине, что еще более снижает окончательный диаметр в продуктивном интервале и накладывает ограничения на добычу со скважины. Иногда эти ограничения даже не позволяют скважине достичь целевого уровня глубины.

Ввод в эксплуатацию новой технологии

Монодиаметральная скважина с одним и тем же фиксированным диаметром ствола от устья до пласта-коллектора могла бы помочь снять эти ограничения и освоить крупные запасы нефти и газа, до которых мы в настоящее время не можем «достать».

Кроме того, при бурении монодиаметральной скважины нужно выбуривать меньший объем породы. Такая скважина требует меньше площади на поверхности, снижая тем самым совокупное негативное воздействие процесса бурения на окружающую среду.

Однако до недавнего времени монодиаметральные скважины были всего лишь идеей, которая была слишком сложна для практического претворения в жизнь.

Однако на успешно проведенных испытаниях новаторской технологии расширения колонны, прошедших в Пайндейле, штат Вайоминг, США, команда инженеров концерна «Шелл» смогла установить две последовательные секции обсадной колонны одинакового диаметра в действующую скважину в сложных условиях.

Итак

,

как

это

работает

?

Каждый раз, когда бурится новая секция скважины для укрепления ствола используется специально спроектированный хвостовик.

Новаторские хвостовики стали результатом обширной программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Инженеры концерна «Шелл», занимающиеся НИamp;ОКР, работали в тесном контакте с экспертами из сталелитейной отрасли, чтобы быть уверенными в том, что хвостовики оптимизируются не только с точки зрения способности к расширению, но и с точки зрения прочности.

После того, как хвостовик достигает целевой глубины, он механически расширяется путем протяжки стального конуса, использующего уникальный верхний якорь и тягово-расширяющуюся компоновку.

После успешной установки одного хвостовика мы можем бурить следующую секцию скважины. Это, в свою очередь, достигается путем пропуска такого же хвостовика через уже раскрывшуюся секцию и раскрытия второго хвостовика до диаметра, равного диаметру первого.

Мы можем повторять эту процедуру столько раз, сколько нужно для того, чтобы достичь пласты целевых запасов нефти и газа.

Инновации

концерна

«

Шелл

»

Расширяемые хвостовики – не единственная технология, пионером которой стал концерн «Шелл».

Верхний якорь и тягово-расширяющаяся компоновка – результаты многих лет новаторских работ. Конус тщательно проектируется, чтобы во время расширения он сохранял целостность резьбовых соединений хвостовика, используемых для присоединения сорокафутовых секций друг к другу. Проектные решения также позволяют свести к минимуму образование осколков покрытия колонны в месте расширения.

Мы даже разработали кардинально новое покрытие колонны, чтобы обеспечить «смазку» для процесса расширения хвостовика в экстремальных условиях в интервале перекрытия секций, а также альтернативную систему защиты соединений колонны.

Результатом нашей работы стала революционная система, на которую мы можем полагаться для обеспечения безопасного бурения монодиаметральных скважин – где бы они нам ни потребовались.

Будущее

бурения

?

В настоящее время технология проходит промысловые испытания. Конечная цель – успешное бурение и строительство полностью монодиаметральной скважины на глубоководье Мексиканского залива.

В упомянутом районе мы надеемся освоить ресурсы удаленных и частично истощенных месторождений – то есть, «подобрать ключи» к миллионам дополнительны баррелей нефти, чтобы внести вклад в удовлетворение энергетических потребностей мира.

Мы также надеемся, что сможем реализовать многочисленные экологические и экономические преимущества новой технологии.

Подытоживая наш рассказ, можно назвать новую технологию невероятным достижением талантливой и преданной делу команды концерна «Шелл».

Также в разделе «Профессионалы»

Почему «Шелл»?

Присоединяйтесь к команде единомышленников-первопроходцев, преданных идее разработки ресурсов энергоносителей, необходимых для обеспечения прогресса.