Ben van Beurden
Главный исполнительный директор «Роял Датч Шелл плс.» Бен ван Берден

"Согласно прогнозам, в предстоящие годы спрос на СПГ продолжит стабильный рост. Производство СПГ нуждается в инвестициях, считает Бен ван Берден, чтобы в достаточных объемах обеспечить предложение продукции и удовлетворить потребности в энергии в долгосрочной перспективе. Справиться с этой задачей смогут лишь проекты, которые имеют конкурентные преимущества, главное из которых — наименьшая себестоимость продукции. Кроме того, чтобы газ успешно конкурировал, в частности, с углем и возобновляемыми источниками энергии, нужно снижать затраты и издержки производства, говорит ван Берден. Это важно, потому что рост потребления природного газа является одним из главных направлений борьбы с изменением климата."

Для СПГ бизнеса концерна «Шелл» Австралия — очень важная страна. Здесь у нас есть проекты, в которых мы выступаем в качестве операторов, а есть и такие, в которых мы являемся просто акционерами, но от этих проектов зависят наши глобальные планы и устремления.

Сегодня мы, как и вся отрасль по производству СПГ, переживаем интересные времена. Ситуация на рынке в целом остается сложной. В то же время, открываются новые рынки, например,Таиланд, Пакистан и Польша.

В прошлом эти рынки были слишком малы, и поэтому выход на них даже не рассматривался. Однако, быстрый рост числа плавучих регизификационных установок в мире, а также целый ряд других факторов, способствовали существенному снижению издержек доступа, связанных с выходом импортеров на эти рынки. Добавило это гибкости в начислении стоимости на всех этапах производственно-сбытовой цепочки.

Все это показывает, насколько важны технологические инновации для развития производства СПГ в будущем. Но, прежде чем перейти к этому вопросу, позвольте мне сказать несколько слов об СПГ сегменте концерна «Шелл». С уверенностью можно сказать, что СПГ является одним из главных направлений деятельности нашей компании.

В 1959 году СПГ-танкер впервые совершил плавание в международных водах. Поставки СПГ осуществляла компания-предшественница BG, которая, как известно, теперь входит в состав «Шелл».

В 1964 году в Алжире вступил в строй первый мире завод по производству СПГ в промышленных масштабах. Концерн «Шелл» принимал участие в создании этого предприятия и тогда же осуществил свою первую коммерческую поставку СПГ. Так началась глобальная торговля сжиженным природным газом.

Объединение «Шелл» и BG способствовало воссоединению двух первопроходцев в области СПГ. Говоря откровенно, портфель проектов Группы BG в области производства СПГ был одной из причин, почему эта компания привлекла наше внимание, ведь она прекрасно вписывалась в наши планы и производственную деятельность.

После объединения на нашу долю теперь приходится около 15% поставок на мировые рынки СПГ. Мы в концерне «Шелл» твердо верим в будущее СПГ. И в этом мы не одиноки. Согласно оценкам Международного энергетического агентства, с 2014 по 2020 годы глобальный спрос на природный газ увеличится в среднем на 2%, в рынок СПГ, в свою очередь, будет расти вдвое быстрее.

Как я уже говорил, условия на рынке сегодня очень сложные. Кроме того в США и Австралии заканчивается строительство и вводится в эксплуатацию большое количество новых мощностей по производству и экспорту СПГ. А это означает, что поставки СПГ в ближайшие годы будут расти.

В то же время, спрос на СПГ в Китае и других странах с крупной экономикой растет не так быстро, как мы рассчитывали. Отсюда можно сделать вывод, что рынок СПГ в ближайшее время будет перенасыщен.

Несмотря на это, как я уже говорил, согласно прогнозам, спрос на СПГ в предстоящие годы продолжит стабильный рост. А это означает, что нужны новые инвестиции, чтобы в достаточных объемах обеспечить предложение продукции и удовлетворить потребности в энергии в долгосрочной перспективе, прежде всего, в развивающихся странах.

Снижение затрат

Справиться с этой задачей смогут лишь проекты, которые имеют конкурентные преимущества, главное из которых — наименьшая себестоимость продукции. Это одна, но далеко не единственная причина, почему мы должны бороться за снижение затрат и издержек производства.

Кроме того, снижать затраты и издержки производства нужно, чтобы газ успешно конкурировал, в частности, с углем и возобновляемыми источниками энергии. Поэтому, снижение капитальных затрат по всей производственно-сбытовой цепочке СПГ - от разработки месторождений до сжижения природного газа, транспортировки и регазификации - зависит от инноваций, к которым наша отрасль должна последовательно стремиться.

Прежде всего, мы должны сосредоточить внимание на таких важных областях, как проектирование, инжиниринг и строительство. Строить заводы по производству СПГ стало дороже, потому что сегодня нам требуется больше времени на их проектирование, чтобы увеличить их производственные мощности, а также потому, что зачастую сегодня мы работаем в удаленных местах и сложных условиях.

Мы должны повернуть вспять эту тенденцию.

Одним из основных факторов является стандартизация проектирования, инжиниринга и строительства. Еще один фактор – повышение эффективности и производительности всех процессов, обеспечивающих выпуск продукции. «Шелл» активно работает в этом плане. В качестве примера можно привести наш проект по созданию плавучего комплекса по производству СПГ Prelude.

Плавучий комплекс по производству СПГ будет использоваться для разработки месторождений газа в удаленных районах, месторождений, которые ранее считались нерентабельными из-за высоких затрат на их разработку или сложности. ПроектPrelude – первый в своем роде. Строительство плавучего комплекса идет полным ходом, и мы многому научились в процессе его реализации.

Сегодня мы уже можем говорить о стандартном проекте. В зависимости от структуры и местонахождения запасов газа мы можем добавлять в конструкцию комплекса различные заранее спроектированные верхние модули и системы отгрузки продукции. Кроме того, в процессе работы с нашими стратегическими поставщиками мы получили много интересных наработок, которые можно успешно использовать на других проектах.

Позвольте привести один пример. Prelude проектировался для вывоза СПГ, СНГ и конденсата с богатых запасами газа месторождений. Но есть очень много месторождений так называемого тощего или сухого природного газа, которые не дают так много СНГ и конденсата. Поэтому, чтобы вместо них на таких месторождениях увеличить производство СПГ, мы внесли в конструкцию Prelude некоторые изменения и разработали проект плавучего комплекса для разработки месторождений тощего или сухого газа (“FLNG Lean”). Мы надеемся, что эта конструкция плавучего комплекса станет конкурентным решением с точки зрения затрат на разработку крупных месторождений сухого природного газа.

Преимущества природного газа

Говоря о преимуществах природного газа, еще раз следует подчеркнуть, что будущее нашей отрасли зависит от последовательных, непрерывных инноваций.

В борьбе с изменением климата человечество стремится к переходу к такой энергосистеме, которая будет генерировать меньше выбросов углекислого газа, чем мы производим сегодня.

Решающая роль в решении этой задачи принадлежит инновационному мышлению. Речь идет о создании более чистых видов топлива для транспорта, об открытии новых способов накапливать электричество, производимое за счет возобновляемых источников энергии, а также улавливании и безопасном, экономически выгодным подземном хранении CO2 ― и это всего лишь три примера из многих, которые можно было бы привести.

И все же, несмотря на всю свою важность, поиск долгосрочных решений путем инноваций – отнюдь не единственный путь, которым мы можем пойти. В борьбе с изменением климата важную роль играют уже имеющиеся, проверенные временем решения, которые доказали свою эффективность в краткосрочной перспективе. Одним из таких решений является увеличение доли природного газа в энергобалансе.

Природный газ является экологически чистым топливом с низким содержанием углерода и служит прекрасным дополнением возобновляемым источникам энергии. При сжигании для генерации электроэнергии СПГ производит примерно на 40% меньшеCO2,чем уголь ― даже после процесса сжижения, транспортировки и регазификации. Газ также является универсальным топливом, а его запасы в мире огромны и разнообразны.

Я знаю, что наша отрасль сегодня переживает непростые времена. Но низкие цены имеют и преимущество: они делают природный газ привлекательным видом топлива для потребителей. Поэтому сегодня настало время обеспечить газу то место, которое он заслуживает в структуре энергопотребления.