22 апреля 2016 года, концерн «Шелл» представил концепт городского автомобиля, способного в случае запуска в серийное производство значительно снизить потребление автомобильного топлива.

Трехместный автомобиль служит очевидным доказательством возможности повышения энергоэффективности с помощью передовых технологий, рождающихся в ходе процесса «комплексного проектирования»: одновременного создания корпуса автомобиля, двигателя и моторного масла.

Проведенные независимые испытания и полученные в их ходе результаты показали, что концепт-кар «Шелл» обеспечит снижение потребления энергии на протяжении его жизненного цикла на 34% по сравнению с любым другим городским автомобилем.

Для изготовления и эксплуатации автомобиля, построенного при участии «Шелл», потребуется примерно половина объема энергии по сравнению с обычным семейным автомобилем, и на 69% меньше, чем для обычного внедорожника.

Концепт-кар «Шелл» появился благодаря полному переосмыслению созданной в 2010 году Гордоном Мюрреем модели городского автомобиля Т25, для которого «Шелл» специально создал прототип моторного масла, повышающего топливную экономичность.

Новый автомобиль является результатом сотрудничества ведущих мировых разработчиков автомобилей, двигателей и смазочных материалов в области «комплексного проектирования». Тем самым обеспечивается оптимальная «подгонка» каждого из трех основных элементов автомобиля с учетом совместной работы.

Для того чтобы минимизировать потребление энергии на протяжении всего эксплуатационного цикла автомобиля, потребовалось применить комплексный подход и решить вопросы подбора материалов, снижения расхода топлива путем радикального уменьшения размеров и совершенствования аэродинамических форм с одновременным повышением энергоэффективности благодаря инновационной конструкции двигателя и идеально подобранной рецептуре смазочных материалов.

При замерах расхода бензина концепт-кара «Шелл» был применен ряд испытательных методов, позволяющих тестировать двигатель, работающий как в «городских» условиях, так и «на трассе» (в установившимся режиме).

Результаты испытаний продемонстрировали, что расход топлива при установившемся режиме составил 2,64 литра/100км (38 км/л) при скорости 70км/час, что позволило достичь снижения уровня выбросов СО2 в атмосферу на 4,67г/км в соответствии с Новым европейским ездовым циклом (NEDC).

Данные результаты были достигнуты благодаря применению специально разработанных смазочных материалов, повышающих топливную экономичность на 5% по сравнению со стандартными моторными маслами.

Марк Гейнсборо, исполнительный вице-президент «Шелл Глобал Лубрикантс», поддерживая данный проект, отметил: «Мы имеем дело с одной из ключевых вех в развитии автомобилестроения. Я горжусь тем, чего удалось добиться ученым «Шелл» и их партнерам из Geo Technology и Gordon Murray Design.

Информация, полученная в ходе работы над проектом, вполне способна изменить наши подходы к использованию энергии в автотранспортном секторе. Вопросы, касающиеся использования энергии и климатических изменений являются ключевыми для общества.

Этот проект показал, что если мы все будем применять лучшие из доступных на сегодня технологий, а также самые современные достижения в производстве смазочных материалов, мы сможем оказать значительное положительное воздействие на потребление энергии и сократить выбросы СО2 в атмосферу.

Комплексная разработка конструкции двигателя и рецептуры моторного масла привели к впечатляющим результатам, продемонстрировав огромные преимущества совместной работы. Была также отмечена важная роль смазочных материалов в области снижения выбросов СО2 в атмосферу».

Концепт-кар «Шелл» прошел независимые испытания в одном из сертифицированных испытательных центров Великобритании вместе с рядом других автомобилей.

Испытания, проводившиеся в сопоставимых условиях, были направлены на измерение топливной экономичности и количество выбросов CO2 в атмосферу.

При испытаниях в стандартных условиях Нового европейского ездового цикла (NEDC) автомобиль «Шелл» продемонстрировал снижение выбросов СО2 по сравнению как с обычным городским автомобилем с бензиновым двигателем (28%), так и с гибридным автомобилем (32%).

Все смазочные материалы для концепт-кара были разработаны концерном «Шелл», в том числе и специальное моторное масло, направленное на повышение общей топливной экономичности, в первую очередь, благодаря снижению потерь на трение.

Команда «Шелл», занимающаяся разработкой технологий производства смазочных материалов, создала премиальное моторное масло– Shell Helix Ultra. Это моторное масло производится на основе технологии Shell PurePlus, позволяющей получать базовое масло из природного газа, а не из нефти.

В свою очередь, группа в инжиниринговой фирме «Geo Technology», возглавляемая Осаму Гото, который считается гуру в сфере двигателестроения, доработала трехцилиндровый бензиновый двигатель за счет изменения конструкции и оптимизации многих внутренних элементов двигателя, направленной на снижение потерь на трение.

Во время режима холодного пуска в соответствии с Новоым европейским ездовым циклом (NEDC) удалось достигнуть снижения выбросов СО2 в атмосферу до 7,1%, а при комбинированном цикле – на 5,0% по сравнению со стандартными смазочными материалами. Тем самым еще раз была подчеркнута значимость комплексной разработки двигателя и смазочных материалов.

Созданный на базе запатентованной платформы iSream компании «Gordon Murray Design» концепт-кар «Шелл» представляет собой продут полного переосмысления методологии проектирования, конструирования и производства автомобилей. Он сочетает в себе передовые технологии производства легких конструкций – автомобиль весит всего 550 кг.

Автомобиль построен с использованием тщательно подобранных энергосберегающих безопасных материалов. Опыт Гордона Мюррея, полученный им при создании болидов «Формулы-1», был использован для разработки городского автомобиля «Шелл», прежде всего в том, что касается таких характеристик, как ударопрочность и легкость конструкции.

Ряд компонентов автомобиля были произведены с использованием технологии объемной печати, что помогло ускорить строительство прототипа. В автомобиле также используется рециклированное углеродное волокно, в результате чего его кузов может быть собран за четверть стоимости обычного стального кузова, и в конце эксплуатационного цикла весь автомобиль может быть подвергнут вторичной переработке.

В автомобиле используется модифицированная версия приложения «Шелл» Drive App для смартфона. Приложение обеспечивает водителя информацией в режиме реального времени с помощью экранной графики, чем подчеркивается тот факт, что расход топлива во многом зависит от поведения водителя.

Экстерьер автомобиля «Шелл» выполнен в стиле «высокий и узкий», а его интерьер «подключает фактор курьеза» благодаря расположению кресла водителя по центру и двумя пассажирским местам позади.

Конструкция автомобиля предусматривает оригинальную компоновку, позволяющую трем людям свободно перемещаться в нем, несмотря на его миниатюрные внешние размеры, и обеспечивает радиус поворота меньший, чем у лондонского такси, что делает его идеальным для езды в городе.

Доктор Эндрю Хефер, вице-президент Global Commercial Technology, возглавляющий исследовательскую группу «Шелл» по смазочным материалам, заявил: «Наш автомобиль, может быть, и небольшой, но он заряжен большим потенциалом.

Нам хотелось бы активизировать диалог на тему того, каким образом мы могли бы сделать автомобили более топливо-экономичными и с наименьшими выбросами CO2 атмосферу.

В ближайшие недели и месяцы мы собираемся поделиться результатами наших исследований, проведенных в рамках проекта, с конструкторами автомобильных двигателей, производителями автомобилей, членами научного сообщества и другими экспертами автомобильной отрасли».