Для города, за который шли бои, который был разрушен и разделен на две части, Берлин удивительно полон жизни. Мимо проносятся велосипедисты, громыхают проходящие трамваи, над головой грохочут электрички. Как и тысячи других туристов, я приехал сюда, чтобы открыть душу этого воссоединенного города. Берлин – город планов на будущее, город политики, город инвестиций. Все они заставляют его меняться день ото дня.

Никому не придет в голову хвалить город за то, что в нем живет три с половиной миллиона человек. Но большинство местных жителей ездят на велосипедах или в общественном транспорте. Ночью улицы Берлина – Ваш персональный полигон.

Автомобиль на улице

Вторгаясь в пространство…

Простор – вот что прежде всего поразит Вас в этом городе. Везде так много открытых пространств. И так мало дорожного движения. Для столицы государства, этот город – просто мечта путешественника, как бы тот ни передвигался: пешком, на велосипеде, или на машине. Даже сейчас, в час пик, движение на дорогах такое спокойное, что жители Нью-Йорка пустились бы здесь в пляс прямо на улицах.

Раз дороги так свободны, вы можете за одну ночь провести для себя блиц-экскурсию, посвященную истории Берлина. Начните с фрагмента Берлинской стены у контрольно-пропускного пункта «Чарли», затем осмотрите улицу Унтер-ден-Линден, где раньше проводились военные парады, затем насладитесь проспектами Большого Тиргартена, затем остановитесь у восстановленного здания Рейхстага – немецкого парламента, увенчанного стеклянным куполом – знаковым творением Лорда Нормана Фостера и у расположенного напротив модернистского здания Канцелярии Федерального Канцлера Германии – оно на удивление открыто и легко доступно.

Автомобиль на ночной дороге

Отголоски прошлого

Проезжая по пустынным улицам, я направляюсь к западу, в берлинский район Шарлоттенбург. Район, с его широкими перспективами улиц и обрамляющими их импозантными зданиями, производит впечатление зажиточного и респектабельного. И ничто не может подготовить Вас к мощной декларации силы, которой является Берлинский олимпийский стадион. Открытый в преддверии Олимпиады 1936 г., стадион является одним из немногих сохранившихся образцов архитектуры эпохи фашизма. Две колонны у входа высятся над посетителями, а в воздухе между ними парят подсвеченные олимпийские кольца. Время от времени мимо пробегают люди, занимающиеся оздоровительным бегом и не гонящиеся за золотыми медалями. А я проезжаю по Шарлоттенбургу на пути к Тиргартену.

Бывшее охотничье угодье прусских властителей, центральный парк города когда-то выходил своим восточным краем к Берлинской стене. Сегодня он объединяет Восток с Западом, а его главная артерия – Улица 17 июня (нем. Strasse des 17. Juni), названная в честь стачки рабочих Восточного Берлина в 1953 г., пряма как стрела и экспансивно широка.

Восточный конец улицы выводит меня к Рейхстагу, практически полностью разрушенному во время Второй мировой войны и оставленному в этом состоянии до 1999 г., когда он был восстановлен под руководством Сэра Нормана Фостера. Ныне главным украшением Рейхстага и предметом его гордости является венчающая его стеклянная сфера-купол, внутри которой проходит по спирали лестница. На закате, когда тускнеет дневной свет, а внутренняя часть купола подсвечивается, можно видеть, как посетители бредут по этой лестнице, подобно рабочим муравьям.

Автомобиль на полночной дороге

Затишье перед бурей

Я пересекаю реку и поворачиваю налево, чтобы посетить самый большой железнодорожный вокзал Европы – Берлинский Хауптбанхоф. Огромное стеклянное сооружение светится, подобно маяку, видимому в ночи за много миль. Днем вокзал напоминает оживленный улей, но сейчас, в предрассветные часы, он спокойно дремлет и «подзаряжается», чтобы прожить еще один суматошный день.

Немного отклоняюсь от маршрута, чтобы взглянуть на «Хохбанвиадукт» – систему надземных железнодорожных эстакад. Решетчатый каркас чем-то напоминает Нью-Йорк. Дорога, громыхая, петляет через городские кварталы.

Когда город просыпается, его улицы заполняются людьми, спешащими по делам под командованием маленького зеленого человечка. Именно «Светофорный человечек» (нем. Ampelmann) - восстановленное в правах символическое изображение человека на светофорах из бывшей ГДР – лучше всего своим игривым обликом отражает настрой этого города.

Смотрите также

Брюгге

Брюгге – классический по своей застройке город с крошечными переулками и обилием пешеходных зон. Как наш автомобильный журналист Люк Посфорд найдет удобный объездной путь в этом лабиринте?

Лондон

Прочтите нашу статью, чтобы познакомиться с предрассветным Лондоном, когда на улицах города в помине нет ни людей, ни плотных пробок машин.