Со времени падения социализма прошло почти 25 лент, и центр Варшавы бурлит. Жизнь бурлит в барах. Бурлит в ресторанах. Везде сутолока и толчея. Думается, правильно исследовать улицы города рядом с жителями Варшавы, вспоминающими о своем прошлом и воздающими дань культурной самобытности города, характер которого очень быстро меняется.

Проезжая через центр Варшавы, я стараюсь вести машину особенно аккуратно и следить за ситуацией на дороге особенно внимательно. Не из-за черных, как смоль толп полуночников – участников «Ночи в музеях», а из-за тех, с кем приходится делить дорогу. Сегодня ночью жизнь в городе проходит на фоне временно восстановленных на службе старых трамваев и автобусов, а также кавалькад исторических автомобилей.

посетители ресторана

Гордость Польши

Прошло уже более 20 лет с тех пор, как я был студентом в этом городе, который раньше был сонным социалистическим захолустьем. Удивительно, как сильно изменилась Варшава. Сегодня столица Польши колоритна, активна и оживлена в любое время суток. Я не мог и представить себе, что так будет.

Сегодня ночью я осознаю, что этот некогда провинциальный город на границе Восточного блока расцвел и преуспевает. Где еще в мире найдете Вы такое смешение стилей, такую архитектурную эклектику, как в центре Варшавы? Социалистический реализм перемешан с ар-нуво и с настоящими жемчужинами барокко. Дворец культуры и науки, которые некоторые местные жители считают ничем не примечательным или, даже, активно не любят – выдающийся пример сталинской архитектуры, нечасто встречающейся за пределами бывшего Советского Союза.

Едем мимо Дворца, а дальше – по «королевскому маршруту», врезающемуся в район Повисле, где звуки джаза, рока или блюза, доносящиеся из открытых дверей баров, манят прохожих зайти внутрь. Но только проехав через старый город («Старе Място») и новый город («Нове Място»), я осознаю, что Нью-Йорк – не единственный город, который никогда не спит. Единственное различие в том, что архитектура Нью-Йорка далеко не столь противоречива, как архитектура Варшавы.

Автомобиль на полночной улице

Варшава в новом свете

Это может показаться странным, но уличное освещение – довольно новая вещь для города, где раньше нужно было носить с собой фонарик – даже некурящие раньше носили в кармане спички, чтобы разыскать, скажем, остановку автобуса в кромешной тьме. Сегодня Варшава хорошо освещена и дружелюбна к прохожим даже ночью – теплый свет фонарей освещает каждый ее угол.

Несмотря на то, что мне все еще приходится делить дорогу с редкими проезжающими автомобилями – полная тишина на улицах наступает только межу 4 и 5 часами утра – я направляю свою машину к мостам через Вислу, чтобы еще раз взглянуть на эти величественные сооружения. Света, чтобы восхититься видом, достаточно – сверху мерцают звезды, а снизу – городские огни, отражающиеся в реке.

Особенно очаровательны два пилонных моста: Свентокшиский и Сикерковский, хотя на чуткие души, вероятно, произведет наибольшее впечатление мост Понятовского. Жутковатые металлоконструкции под его настилом, которые редко видишь на мостах, производят неизгладимое впечатление.

К тому времени, когда я завершаю свою прогулку по «секретному маршруту», солнце уже начинает согревать улицы Варшавы, напоминая мне о том, что я упустил возможность выспаться. Но я не жалуюсь. На пути домой меня подбадривает сознание того, что этот город, в котором раньше путешественник впустую потратил бы время, теперь может каждому предложить что-то свое. Приезжайте в него как-нибудь и убедиться в этом сами. Вы не будете разочарованы.

Смотрите также

Сан-Франциско

Мы отправили Патрика Деверо, журналиста, пишущего на темы автомобильного спорта, в турне по Сан-Франциско – городу, который обессмертил «Буллит» - культовый фильм 1968 года, где главную роль исполнил Стив МакКуин, «король крутых парней».

Токио

Driving through the capital of the world’s most technologically advanced nation is unlike anything else on earth. Motoring journalist Nik Berg guides us through Tokyo on its most famous road.