Стартовав в Москве, мы отправились во Владимир. Расстояние небольшое, но на этом участке дороги было очень много ремонтов и пробок. Следующим утром нам предстояло выезжать из Владимира ещё до восхода солнца, чтобы успеть на первую локацию к рассвету. Мы собиралась посмотреть Дюкинский карьер. Расстояние – около 70 километров. Поездка ранним утром после жаркого дня – это просто нечто! Вокруг умиротворённые туманные пейзажи, а утренняя прохлада заряжает бодростью!

В целом, добраться до карьера несложно. Но на картах будет отмечен действующий карьер, который находится севернее. И, следуя по дороге из белой доломитовой пыли, вы упретесь в шлагбаум. Необходимо развернуться, проехать назад около семисот метров и свернуть направо в лес. Это будет первый поворот направо. Ошибиться сложно. Правда, учитывайте возможности своего авто. Если вы на недостаточно проходимой машине, лучше преодолеть это расстояние пешком. Нужные вам координаты: 56°00'49.3"N 41°03'54.7"E.

Дюкинские карьеры – известняковые, ныне не действующие, расположены на территории государственного природного заказника «Дюкинский». Заказник был образован в 2003 г. Скалистый рельеф действительно не похож на привычные равнинные пейзажи Владимирской области. Он сформировался под влиянием многолетней горнодобывающей деятельности. Активная разработка началась в 40-х годах прошлого столетия. В результате образовался Дюкинский карьер глубиной около 40 м с отвесными стенами в 2-3 ступени. Постепенно карьер зарос лесом. Сейчас разработка известняка в этом районе продолжается, но уже за пределами заказника.

Встретив рассвет на карьере, мы отправились в Нижний Новгород – один из четырёх городов-миллионников, расположенных на Волге. Расстояние чуть более двухсот километров мы преодолели довольно быстро, сделав только одну остановку на заправке «Шелл», чтобы выпить кофе и немного перевести дух после утреннего похода по карьерам. Нижний Новгород – второй по численности населения город на Волге. Тут мы впервые и увидели эту реку. С её правого высокого берега, где расположен Нижегородский кремль. Кремль был построен более пятисот лет назад. Он не был взят ни разу за всю свою историю.

Волга – одна из самых крупных рек не только в России, но и в мире. Занимает 15-е место в числе крупнейших на Земле. И действительно! Она кажется просто бескрайней, уходит до самого горизонта! И мы ещё много раз в этом убедились по ходу нашего путешествия вдоль неё. Нижний Новгород – красивый город с богатой историей. Но нам надо было двигаться дальше.

Мы продолжили путь на восток. Вдоль реки проехали Нижегородскую область. Пересекли Чувашскую Республику. Мы были уверены, что навигатор поведёт нас на противоположный берег Волги через мост, но он показал съезд с трассы М7 на второстепенную дорогу. И это оказалось просто шикарно! Дорога была совершенно пустая, и с неё было видно Волгу. Переправлялись через реку мы на пароме! Это оказалось намного интереснее, чем проехать по мосту! Паром стоит 300 рублей за машину и всего 11 рублей за человека! Можно прокатиться несколько раз, чтобы сделать классные фотографии Волги и Романовского железнодорожного моста. Паром соединяет посёлок Ни́жние Вязовы́е и город Зеленодольск. Если будете ехать из Нижнего Новгорода в Казань, обязательно воспользуйтесь паромом.

Заночевали мы в Зеленодольске. Спать оставалось около трёх часов, так как утром мы снова спешили к рассвету… на озере Морской Глаз. Оно находится в 100 километрах от Казани. Подъехать к озеру можно с двух сторон. Простой подъезд – с юга, для этого надо приехать в село Шарибоксад. Большинство фотографий озера сделано именно с этой точки. Или чуть более сложный – с севера, через деревню Полаткино. Сложность лишь в том, что расстояние получается немного больше, а также придётся проехать по грунтовой дороге. Однако с этой стороны отличное место для кемпинга. И более нетронутая природа вокруг.

После рассветных съёмок мы отправились в Казань. Переезжали с одного озера на другое. Больше всего нас интересовало Голубое озеро. Мы были под впечатлением от фотографий его насыщенного и глубокого синего цвета, которые видели в интернете. Однако, приехав на место, мы увидели немного иную картину. Маленький водопадик и совершенно непримечательное озеро, которое можно встретить в любой точке страны.

Оказалось, что та самая вода насыщенного синего цвета находится в районе карстовой воронки, где глубина озера достигает 18 метров. Чтобы добраться до неё, необходимо обойти почти всё озеро вокруг. Вот координаты: 55°54'24.2"N 49°09'17.6"E.

Вода в этой части озера непередаваемого оттенка синего! Она совершенно прозрачная! Прокатиться на сап-сёрфе по этому озеру – занятие завораживающее. Сверху можно с лёгкостью увидеть дно. Ощущение, словно ты паришь над землёй. Вода тут всегда примерно одной температуры – около 5 градусов. Очень популярное место для купания, так как сильно освежает. И для дайвинга, так как вода чрезвычайно прозрачная.

Преодолевая большие расстояния во время автопутешествия, нередко хочется немного передохнуть в пути. Таким местом отдыха для нас стали заправки «Шелл». Кроме качественного топлива, тут всегда очень быстрое и вежливое обслуживание. Можно отдохнуть и перекусить, не потратив много времени. А время очень важно в автопутешествиях.

Проехав Казань, мы направились к нашей первой точке на Волге. Мы спешили увидеть закат на Арбугинской горе. Эта гора входит в топ лучших природных достопримечательностей Ульяновской области. Добраться сюда можно через село Ши́ловка. После въезда в село, едем до упора и за церковью сворачиваем налево. Далее по грунтовой дороге около 8 км. Грунтовка приводит к началу хребта Арбугинской горы. Отсюда открываются великолепные виды на Криушинский залив и Арбугу. На другом берегу находится Криушинский судоремонтный завод и село. Вот точные координаты, куда можно доехать на машине: 54°06'44.7"N 48°34'35.8"E.

Переночевали мы в соседнем селе Тушна́. И на следующий день отправились в ещё одно интересное природное место. Но немного заблудились. Не всегда стоит доверять навигатору. Мы ехали к памятнику природы Скрипинские Кучуры. И навигатор повёл нас через деревню Скрипино. Но это неправильно. Чтобы приехать в нужное место, необходимо пересечь деревню Михайловка и повернуть налево. Вот координаты поворота: 53°32'20.8"N 48°18'58.4"E. Вы будете ехать по холму, поднимаясь вверх. А деревня Скрипино будет у вас справа. Проехав пару километров, вы прибудете к лесу.

Зайдя в лес, вы сможете наблюдать быстрое изменение атмосферы. Буквально за триста метров вы пройдете по красивому сосновому лесу, словно по парку. После этого погрузитесь в дремучий, засохший лес. А затем выйдете в сосновый бор, расположенный на склоне холма, усыпанного камнями причудливой формы.

Эта территория – хорошо сохранившийся участок древней поверхности Приволжской возвышенности палеогенового периода, которому примерно 60 млн лет. Особый интерес представляют именно эти сосновые леса на каменистых образованиях причудливой формы. Кстати, тут – единственное место в Ульяновской области, где встречается папоротник.

Сами камни состоят из кварцевого песчаника и покрыты редким видом лишайника и мхов, которые практически не встречаются больше нигде в Поволжье. Это отличное место для прогулок даже в жаркий день, так как в лесу всегда сохраняется приятная прохлада. Во время прогулок можно наблюдать очень интересные виды со склонов. А каменные выступы замысловатых форм придают очень необычный вид данному рельефу. Таинственное место.

Далее по нашему маршруту – ещё один крупный город на Волге – Саратов. По пути нашего следования мы делали остановки, чтобы запечатлеть красоты. Из-за этого прибыли в Саратов в полпервого ночи, на сон оставалось всего два часа. Нам нужно было успеть увидеть рассвет над Волгой на утесе Степана Разина. Это место красиво когда угодно, но я как фотограф хотел запечатлеть его в самое лучшее время. Поэтому пришлось пожертвовать своим сном.

Утес расположен примерно в 135 километрах от Саратова. Чтобы добраться сюда, необходимо двигаться по трассе Р228 на Волгоград. И свернуть на грунтовую дорогу в сторону села Белогорское. Вот его координаты: 50°39'07.2"N 45°37'01.1"E. Первое поселение на территории современного Белогорского основали на рубеже XVII-XVIII веков беглые крестьяне. Из липы, обильно росшей в окрестностях, жители плели лапти, в которые обувались волжские бурлаки, тянувшие торговые суда из Астрахани, Царицына и Камышина. Благодаря этому село получило своё первое название – Лапоть. К концу XIX века в селе проживало 1 713 жителей. Но на данный момент из-за отсутствия газа, дорог и инфраструктуры идёт большой отток населения. По последним данным население села составляет всего 57 человек.

Чтобы добраться до утёса, после въезда в село необходимо держаться правее. Оставив здание старой церкви справа от себя, вы попадёте на грунтовую дорогу. По пути следования энтузиастами были установлены указатели, благодаря которым поиск локации не вызовет трудностей. Но на всякий случай вот координаты парковки, куда мы приехали: 50°36'53.7"N 45°39'14.6"E.

Утес Степана Разина впечатляет! Особенно на рассвете! С высоты 40 метров отсюда открывается завораживающий вид на бескрайнюю Волгу. Верхний слой обрыва толщиной 20 метров сложен меловыми породами, возраст которых достигает 90 млн лет. Нижний слой образуют кварцевые пески возрастом 100 млн лет. Утёс разбит пополам глубоким оврагом, с юга он граничит с Дурман-горой, высота которой достигает 186 метров.

Утёс Степана Разина имеет научное и историко-культурное значение, официально признан археологическим памятником природы. Известно, что район утёса был освоен уже в Бронзовом веке (примерно 2 000 лет до н.э.). Более поздние упоминания относятся ко временам Большой Орды и народного восстания под предводительством Степана Разина. По предположениям, на вершине утёса в военном лагере жил и командовал сам легендарный атаман. Он лично выслеживал и грабил купеческие корабли, проплывавшие мимо по Волге, а захваченных пленников бросал в заточение в овраг. Также существует предание, что именно в этом месте Разин утопил персидскую княжну.

Нам же оставался только обратный путь в Москву. За плечами было уже почти три тысячи километров. Возвращались мы через Рязань. После такого огромного количества впечатлений хотелось намного перевести дыхание. Поэтому на обратном пути мы остановились позавтракать, заправиться. И посмотреть отснятый материал, чтобы ещё раз испытать полученные эмоции.

И хотя кульминация нашего маршрута уже пройдена, на обратном пути мы всё-таки смогли увидеть ещё несколько интересных мест. Например, Спасскую церковь в селе Салтыково, которая просто завораживала своим видом. Если ехать в сторону Москвы по трассе, то её можно увидеть слева. Вот её координаты: 54°08'44.1"N 42°21'33.1"E. По неподтверждённым данным, церковь ожидает реставрации.

А около села Польно́е Конобе́ево в Рязанской области нам встретилась оригинальная мельница XIX века. Её видно с трассы, но вот её координаты: 54°03'05.2"N 41°54'23.5"E. Поразительно, как это, на первый взгляд, простое сооружение передаёт дух прежних лет.

Автопутешествия для меня всегда были самыми любимыми! Ты не привязан ко времени или маршруту. Можешь ехать как хочешь и куда хочешь. Это открывает огромные возможности! А проехав конкретно по этому маршруту, я удивился, как на самом деле это просто. Города находятся буквально в 300 км друг от друга. И можно с лёгкостью ночевать каждый день в новом городе.

Павел Матвеев

Смотрите также

Shell V-Power. Добавь уверенность в движение

Почувствуйте мгновенный эффект* от использования фирменного топлива Shell V-Power с октановым числом 95

Shell V-Power Racing. Добавь мощность в движение

Почувствуйте мгновенный эффект* от использования фирменного топлива Shell V-Power Racing с октановым числом 98

Shell V-Power Diesel. Восстанови мощность дизельного двигателя

Теперь наши лучшие разработки доступны и для дизельных двигателей