Автопутешествие. Когда произносишь это слово, в голове сразу рождаются образы неспешной дороги и самой большой свободы, которую можно себе позволить в пути. Поездка на автомобиле позволяет подстраивать маршрут под себя, включать в путешествие любые локации, выбирать желаемый ритм.

Именно об этой свободе я мечтал, пока у меня не было автомобиля. И появился он не так давно, поэтому я еще не растерял запал на длительные поездки! Так что, когда «Шелл» предложили мне поучаствовать в проекте #наверстайсshell и проехать по маршруту «Дорога к морю», который проходил для меня и девушки от Санкт-Петербурга до Краснодара, я с радостью согласился! Буквально через несколько дней мы с Викой уже запрыгнули в машину и умчались из Северной столицы в сторону солнечного юга.

Нитка маршрута была следующей: Санкт-Петербург – Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар. По пути мы отмечали множество интересных локаций, которые посетили в каждом из регионов. Первые два дня поездки были довольно интенсивными и изматывающими. Мы провели их в дороге, а в Москве и Воронеже останавливались только переночевать, так что поначалу местами вокруг мы наслаждались только из окна автомобиля.

Когда монотонно едешь в машине, начинаешь ценить каждое мгновение отдыха, даже если это просто заправка. Поэтому мы кайфовали от «Шелл», где в магазине и кафе можно найти отличный кофе, выпечку. Посидеть в интернете, чтобы быстро ответить на почту (кстати, интернет далеко не везде работает на трассе, поэтому wi-fi на заправке огромный плюс).

На третий день путешествия мы наконец смогли замедлиться и начать осматривать красивые места. Первыми в нашем списке были Меловые скалы под Сторожевым. Это небольшое село в Воронежской области на правом берегу Дона. Известно оно своим необычным ландшафтом: на берегу возвышаются меловые скалы, и с них открывается шикарный вид на окрестную долину. Сегодня это излюбленное место активных туристов и местных фотографов, его можно увидеть на открытках в сувенирных. Мы приехали сюда и не разочаровались, Сторожевое встретило нас потрясающим закатом.

После заката на Меловых скалах мы сразу же выдвинулись в Дивногорье, приехали туда поздно ночью. Дорога была непростой, мы приехали усталые. В темноте очень долго искали, где поставить палатку. Все отели и дома были заняты, в итоге остановились в кемпинге возле входа в музей, который, кстати, еле нашли ночью! А вот наутро это место раскрылось нам в полной красе.

Сначала стоит рассказать, что это за место такое – Дивногорье. Это национальный музей-заповедник, где удивительным образом сплетается природа, архитектура и археология. Здесь можно гулять по парку и наслаждаться природой, а можно посещать археологические раскопки и исторические памятники. Внутри парка разрешено оставаться в палатках, парк это поощряет и даже специально создал для этого стоянки. Более того, ежегодно музей проводит культурную акцию «Ночь в Дивногорье», которую посещают сотни туристов. А еще здесь постоянно проходит арт-фестиваль, есть резиденции для художников, и деревня рядом просто наполнена каким-то творческим духом – это сразу же чувствуется.

После Дивногорья мы отправились в следующий регион – Ростовскую область. Переночевали в Таганроге и на рассвете посетили исторический хутор на побережье в Мержаново со старинными домами. Недавно там появился маяк, построенный специально для съемок фильма «Смотритель маяка».

После Мержаново мы проехали через Ростов, где, кстати, заправлялись на АЗС «Шелл», которая использует солнечные батареи для минимизации расходов на электричество! Я даже не знал, что такое есть в России!

А дальше мы поехали в станицу Старочеркасскую. Прекрасное место, чтобы окунуться в историческую культуру региона, ведь именно Старочеркасская известна как столица Донского казачества. Если вас интересует история, то лучше здесь задержаться больше, чем на один день. В Старочеркасской огромное количество достопримечательностей: от соборов до музеев и даже казачьих домов. А еще здесь ежегодно проводится фестиваль казачьей культуры.

К этому моменту у нас оставался последний значительный переезд, к ночи мы уже хотели попасть в Краснодарский край (кстати, из Старочеркасской идет паром через реку, и он экономит полтора-два часа пути до Краснодара). Переночевав в деревянном домике под городом, мы приехали в Краснодар, чтобы посмотреть на новый городской парк, о котором так много слышали до этого! Парк «Краснодар» интересен с разных сторон. Во-первых, архитектурно. Его проектировало немецкое архитектурное бюро, парк получил несколько международных премий. Во-вторых, парк является результатом сотрудничества города и частного инвестора. Администрация выделила территорию под парк, а построен он был на средства Максима Галицкого, мецената, который живет в Краснодаре.

После Краснодара мы поехали в горы и остановились в поселке Мезмай. Какая же здесь потрясающая природа! За пару дней мы посетили Гуамское ущелье, посмотрели на горы с Орлиной полочки, вечером встречали закаты на смотровых площадках! Если вы хотите отдохнуть от города и остаться наедине с собой, однозначно отправляйтесь в Мезмай.

Но в нашей программе был еще один пункт – море. Мы выбрали самый красивый берег, а именно окрестности Скалы Киселева. Скала названа в честь художника Александра Киселева и примечательна гладкой отвесной стеной, высота которой – 46 метров! Кстати, сейчас на подъезде к скале организовали автокемпинг, поэтому туда можно приехать и остаться с палаткой. Свою палатку мы поставили прямо на мысе над морем, и это было невероятно круто! Мы засыпали под шум моря внизу, а просыпались под треск (оглушительный, к слову) цикад. Никогда теперь не забуду как это может быть громко!

За пару дней здесь мы успели посмотреть потрясающий закат, встать на рассвете от шума цикад, искупаться, попасть в проливной ливень с грозой – и все это создало просто потрясающее впечатление! Скала Киселева была одним из самых прекрасных мест в нашем путешествии, очень здорово, что такое место оказалось именно в конце нашей поездки.

Умиротворенные и довольные таким грандиозным финалом, теперь мы возвращаемся домой. Это было настоящее приключение, и я уверен, что пройдет время, и мы захотим повторить его вновь.